В условиях непрерывного развития науки и технологий актуальным для России остается вопрос подготовки новых специалистов. Образовательное учреждение (частное или государственное) должно соответствовать современным требованиям как в плане учебной программы, так и в общей концепции высшего учебного заведения.
Проектирование вузов – это сложный процесс, в котором участвуют инженеры, архитекторы, дизайнеры. Вузы подготавливают студентов по различным специальностям, а значит в архитектурно-планировочных решениях должны учитываться основные потребности учебного заведения. В здании вуза требуется создать следующие пространства:
учебные площади (аудитории, лекционные залы, медиатеки);
лаборатории для практических занятий;
административные и хозяйственные помещения;
зоны для отдыха, приема пищи, занятий спортом;
конференц-залы.
Главные элементы, от которых зависит статус и эффективность вуза – это библиотечно-информационный центр и коворкинговое пространство для студентов.
Библиотеки и коворкинг-центры вузов – это сложные многофункциональные пространства, таящие в себе разнообразие смыслов. Атмосфера их интерьеров должна настраивать на работу, получение знаний и одновременно не исключать возможности неформального общения студентов, располагающего к раскрытию их творческого потенциала.
Компания ВитаРус использует научный подход в решении подобных задач и имеет богатый опыт работы над интерьерами высших учебных заведений. Сотрудники ВитаРус знают, как создать пространство свободы мысли и слова с учетом потребности в комфортной индивидуальной работе и экологичном взаимодействии студента с окружающими его людьми.
Когда разрабатывается дизайн библиотечного интерьера, в проектной документации нужно учесть различные факторы. Библиотека одновременно должна быть пространством для:
самостоятельного обучения;
консультирования и сопровождения научно-исследовательской деятельности;
уединенного, спокойного чтения;
встреч, командной работы, обмена творческими идеями;
неформального общения.
Библиотека образовательного учреждения должна не только обеспечивать доступ к информационно-библиотечным ресурсам, но и стать социально-коммуникационным центром.
В проекте университетского библиотечного центра необходимо соблюдать принцип зонирования, чтобы студенты работали, общались, получали знания, не мешая друг другу. В пространстве библиотеки можно выделить следующие зоны:
читальный зал;
зона для самостоятельных занятий;
абонемент и зона свободного доступа к книгам;
информационный центр;
конференц-зал;
пространство для дискуссий;
зоны отдыха.
Библиотека вуза – зона высокой посещаемости. Но не всегда в библиотечном центре возможно комфортно работать над групповыми или персональными проектами.
Если в библиотеке недостаточно рабочих мест, нет подключения к электросети или Wi-Fi, альтернативой может стать создание коворкингового пространства – своеобразного офиса для студенческой работы. Помещение потребуется оборудовать комфортной мебелью, достаточным количеством электрических розеток, беспроводным интернетом.
Как и в случае с библиотекой, в проекте коворкинга должен учитываться принцип зонирования с выделением:
рабочих зон;
переговорных;
пространства для свободного общения.