Традиционно музей является учреждением, занимающимся научной, просветительской, популяризаторской деятельностью. Но современный музей – это намного больше, чем выставка артефактов или источник исторической информации, запечатленной в экспонатах. Современный музей – это многофункциональный культурный центр. Это уникальный результат взаимодействия культуры и разума, находящийся на балансе информационного изобилия и дефицита знаний человека XXI века.
Проектирование музея как научно-исследовательского и культурно-просветительного заведения – это комплексная работа, требующая усилий разноплановых специалистов. При разработке проекта учитываются не только основные требования к планировке общественных зданий, но также специфические задачи, направленные на создание условий для безопасного хранения и демонстрации музейных фондов.
Компания ВитаРус поможет не только подобрать современное выставочное оборудование, но также грамотно зонировать музейное пространство – трансформировать его в институт внутрикультурной рефлексии, внедряя современную модель музейной коммуникации, включающей освоение нерациональных интуиции, воображения, эмпатии.
Кроме требований, предусмотренных нормами СНиП и СП, при разработке проектной документации для музей учитываются следующие особенности учреждения:
тематика экспозиций;
размер музейного фонда;
целевая аудитория, предполагаемое количество посетителей;
условия хранения экспонатов.
Оформление помещений и территории музея должно соответствовать архитектурному стилю здания, а также направленности и составу коллекции экспонатов.
При проектировании музейного пространства нужно предусмотреть расположение функциональных зон – так, чтобы планировка была комфортной как для сотрудников, так и для посетителей.
Перечень помещений зависит от специфики здания, а также пожеланий заказчика. Обычно в музейном здании реализуются следующие зоны:
Экспозиционная (выставочные залы).
Научно-информационная (лектории, аудитории, лаборатории, мастерские).
Зона хранения (фондохранилища).
Административно-хозяйственная (служебные, подсобные, административные, технические, хозяйственные помещения).
Общественные пространства – (вестибюль, гардероб, буфет, сувенирный магазин).
Разработка проекта включает в себя три основные стадии:
Подготовка – изучение сведений об объекте, проведение изысканий, разработка технического задания совместно с заказчиком. Подготовительный процесс помогает понять специфику и потребности объекта, найти верные проектные решения.
Создание, а затем утверждение общей концепции. На этой стадии учитываются особенности планировки, интерьера, выставочного оборудования, составляется смета.
Подготовка дизайн-проекта. На этом этапе требуется уточнить (если потребуется – детализировать) начальную концепцию. Затем разрабатывается проектная документация, необходимая для реализации дизайн-проекта.